25 марта, в День работников культуры, в одном из главных «очагов» этой самой культуры – Борисоглебском историко-художественном музее, – открылась новая выставка: «Борисоглебск. ХХ век. Начало.». Данной выставкой музей логично продолжил концепцию , начавшуюся с экспозиции «Сибирский коридор» и последовавшей за ней «Историей городского купечества».
На этот раз посетителей ждет экскурсия в Борисоглебск времен Российской империи периода с 1900 по 1914 годы. Последние, относительно «мирные» годы «романовской России». Не случайно над экспозицией возвышается портрет императора Николая Второго, и здесь же – местный раритет: кружка в честь коронации последнего русского царя, подаренная одному из жителей дореволюционного Борисоглебска…
Но и портрет, и кружку замечаешь потом: первое, что встречает посетителей – это железнодорожная станция. И – громкие гудки прибывающего поезда. Кстати, как раз в конце 19 века бывшая Грязе-Царицынская дорога вошла в состав акционерного общества «Юго-Восточные железные дороги». Добавляет атмосферности и фигура станционного смотрителя ( очень смахивающего лицом на голливудского актёра Бреда Пита в молодости) . Музейные работники прозвали его «Петей». К посетителям Петя обращен спиной: он весь в работе…
Очень многие экспонаты новой выставки хорошо знакомы борисоглебцам по «старому» музею, что располагался в бывшем здании статистики на площади Ленина (ныне – гостиница «Россия»). Например – инструменты и личные вещи земского врача Николая Николаевича Масловского, а еще та самая «легендарная» банка с заспиртованным двухголовым младенцем, в свое время ставшая «ужастиком» для городской ребятни.
Но все же, чуть ли не половину экспонатов выставки «Борисоглебск. ХХ век. Начало.» посетители увидят впервые: что-то приобреталось, что-то хранилось в музейных фондах и ранее не выставлялось на публику…
Работников музея можно лишь похвалить: они умудрились в довольно тесной комнатке( под выставочный зал приспособили один из кабинетов научных сотрудников) создать многоуровневую экспозицию, где можно побывать и «в гостях» у дореволюционного фотографа, и услышать «Рассказы охотника из шкатулки».
Однако, за этой камерностью (как и за камерностью всего Борисоглебского музея в его нынешнем виде) скрывается, увы, пока нерешённый «квартирный вопрос» : в старинном здании аптекаря Вейса (которое , максимум, походит под дом-музей) историко-художественному музею катастрофически не хватает места на дальнейшее развитие. Князья Волконские, купцы -меценаты, дореволюционные врачи и фотографы – это прекрасно, но история нашего города не начинается с декабристов и не заканчивается 1914 годом.
Поэтому, вспоминая былое великолепие «старого» музея – с его костями мамонта, выставкой природы родного края, роскошным оружейным залом и героическим советским периодом, очень трудно избавиться от ощущения, что «новый» музей – всего лишь часть музея.
Всего лишь его «коридор». Пусть и «сибирский».