Станция – Борисоглебск, время прибытия – начало 20 века: о новой выставке в городском музее

Главные новости

Смотреть все

25 марта, в День работников культуры, в одном из главных «очагов» этой самой культуры – Борисоглебском историко-художественном музее, – открылась новая выставка: «Борисоглебск. ХХ век. Начало.». Данной выставкой музей  логично продолжил концепцию , начавшуюся с экспозиции  «Сибирский коридор»  и последовавшей за ней «Историей городского купечества».

На этот раз посетителей ждет экскурсия в Борисоглебск времен  Российской империи периода  с 1900 по 1914  годы. Последние, относительно «мирные» годы «романовской  России». Не случайно над экспозицией возвышается портрет императора Николая Второго, и здесь же – местный раритет: кружка  в честь  коронации последнего русского царя, подаренная одному из жителей дореволюционного Борисоглебска…

Но и портрет, и кружку замечаешь потом: первое, что встречает посетителей – это железнодорожная станция. И –  громкие  гудки  прибывающего поезда. Кстати, как раз в конце 19 века бывшая Грязе-Царицынская дорога вошла в состав акционерного общества «Юго-Восточные железные дороги». Добавляет атмосферности и фигура  станционного смотрителя ( очень смахивающего лицом на  голливудского актёра Бреда Пита в молодости) . Музейные работники прозвали его «Петей». К посетителям Петя обращен спиной: он весь в работе…

Очень многие экспонаты новой выставки хорошо знакомы борисоглебцам по «старому» музею, что располагался в бывшем здании статистики  на площади Ленина (ныне – гостиница «Россия»). Например – инструменты и личные вещи земского врача Николая Николаевича Масловского, а еще та самая «легендарная» банка с заспиртованным двухголовым младенцем, в свое время ставшая «ужастиком» для  городской ребятни.

Но все же, чуть ли не половину экспонатов выставки «Борисоглебск. ХХ век. Начало.» посетители увидят впервые: что-то приобреталось, что-то хранилось в музейных фондах и ранее не выставлялось на публику…

Работников музея можно лишь похвалить: они умудрились в довольно тесной комнатке( под выставочный зал приспособили один из кабинетов научных сотрудников)  создать  многоуровневую  экспозицию, где можно побывать и «в гостях» у дореволюционного фотографа, и услышать «Рассказы охотника из шкатулки».

Однако, за этой камерностью (как и за камерностью всего Борисоглебского музея в его нынешнем виде) скрывается, увы, пока нерешённый «квартирный вопрос» : в старинном здании аптекаря Вейса (которое , максимум,  походит  под дом-музей)  историко-художественному  музею катастрофически не хватает места на дальнейшее развитие. Князья Волконские, купцы -меценаты,  дореволюционные врачи и фотографы  – это прекрасно,  но история нашего города не начинается с декабристов и  не заканчивается 1914 годом.

Поэтому,  вспоминая былое великолепие «старого» музея   – с его  костями мамонта, выставкой  природы родного края, роскошным  оружейным  залом  и героическим советским периодом, очень трудно избавиться от ощущения, что «новый» музей – всего лишь  часть музея.

Всего лишь его «коридор». Пусть и «сибирский».

 

Обсуждение