Краеведы против Википедии и других источников: когда на самом деле родился Рыбников, и был ли его отец актером Малого театра?

Главные новости

Смотреть все
Вчера нами был опубликован материал, посвященный годовщине со дня рождения знаменитого борисоглебца – киноактера Николая Рыбникова. Судя по количеству просмотров, интерес земляков к его яркой личности и судьбе не ослабевает. А по комментариям понятно, что молодому поколению горожан хотелось бы узнать больше о жизни человека, сумевшем своим талантом пробить дорогу на вершину кинематографической славы.По этой причине РИА «Глас-Медиа» предлагает вниманию читателей статью ныне покойного краеведа Голованова Виктора Михайловича, которая была опубликована в городском журнале «БГ» (№№10,11, 2014 год). В ней, в частности, найдется ответ на вопрос, почему мемориальная табличка на здании Борисоглебской школы №5 указывает годом рождения Николая Рыбникова 1928-й, а не 1930-й, как считают столичные биографы.

РИА ” Глас -Медиа”

Николай Николаевич Рыбников
Главные кинороли. Николай Рыбников – известный советский актер, особенно популярным он был в 50-70 годах ХХ века. В 1953 году Рыбников окончил ВГИК (г.Москва), и с этого момента начался его творческий взлет. Это не было случайным. В 1953 году умер Сталин, вместе с этим пошатнулась исключительно тоталитарная общественная система, появились ростки свободомыслия. Вторая половина 50-х годов ознаменовалась в советском киноискусстве расцветом творческих индивидуальностей, приходом молодой талантливой режиссуры, глубокими и интересными поисками героя-современника. Именно таким оказался Николай Рыбников. Он попал в самую точку общественного заказа.

Рыбников создал на экране образы молодых рабочих – простых задорных парней, цельность и душевная чистота которых раскрываются в острых, драматических, иногда лирических взаимоотношениях с окружающими. Лучшие роли Николая Рыбникова – сталевар Саша Савченко («Весна на Заречной улице», 1956), лесоруб Илья Ковригин («Девчата»,1962), тракторист Федор Соловейков («Чужая родня», 1955), монтажник Николай Пасечник («Высота», 1957) и др. Этими ролями Рыбников создал подлинно народный характер, образ молодого человека послевоенных лет. Актер играл и отрицательные роли – отщепенца и предателя Котьку Григоренко («Тревожная молодость», 1955), обюрократившегося комсомольского работника Чумова («Рядом с нами», 1958).

В 1964 году Н.И. Рыбникову было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР, а в 1981 году – Народного артиста РСФСР.

Борисоглебский период жизни (1928-1944). В «Кинословаре» (в 2-х томах, т.2-М.: Советская энциклопедия, 1970, с.487) написано, что Николай Николаевич Рыбников родился в Борисоглебске в 1930 году. Эта дата фигурирует и в других изданиях, где речь заходит о нем. Со всей ответственностью заявляю, что это ошибка. На самом деле Рыбников родился в 1928 году, что подтверждается самым главным и достоверным документом на этот счет – записью акта о рождении (первый экземпляр), оформленного в Борисоглебском ЗАГСе 15 декабря 1928 года. Точная дата указана и в книге Л.С. Полухиной «Алла Ларионова и Николай Рыбников».

Как следует из документа, отца Коли звали также Николаем Николаевичем (видимо, семейная традиция), ему в ту пору было 25 лет и работал он слесарем. Мать звали Клавдией Александровной, ей в момент рождения сына было 21 год, она была домохозяйкой. Семья проживала в Борисоглебске, по улице Карла Маркса, 236 (этот дом сохранился и находится под этим же номером). Заявление и справку из роддома приносил в ЗАГС отец, на документе стоит его личная подпись. Отмечено также, что повторное свидетельство о рождении (дубликат) Николаю Рыбникову было выписано 6 июля 1944 года.

В дошкольные годы Коля Рыбников посещал детский сад. Уже тогда воспитатели обратили внимание на его артистические способности, умение играть и перевоплощаться. В 1936 году он пошел в 1-й класс средней школы №5. В мае 1941 года он перешел в 6-й класс, а 22 июня началась Великая Отечественная война. Борисоглебск изменился неузнаваемо. В первые же дни войны по решению горкома ВКП(б) и горисполкома были созданы местная противовоздушная оборона (МПВО) и истребительный батальон численностью в 350 человек. Передвижение разрешалось только 22 часов. Ночью нигде не было видно ни огонька, все маскировалось. Дежурные от уличных комитетов, в том числе и старшеклассники, устраняли нарушения светомаскировки, задерживали подозрительных лиц и передавали их милиции. На крыше драмтеатра имени Н.Г. Чернышевского были установлены зенитные орудия среднего калибра. Коля Рыбников вместе с другими мальчишками носился по городу и наблюдали эти военные приготовления, сожалея о том, что мало чем могут помочь взрослым.

7 августа 1941 года в здании школы №5 расположился эвакогоспиталь, он просуществовал здесь до 1 октября 1943 года, а потом, видимо, «ушел» догонять фронт. Таких госпиталей в начальные годы войны в Борисоглебске было несколько. Городские власти предоставили школе №5 другое здание. Несмотря на тяжелое для страны время, учебно-воспитательный процесс в школах продолжался, хотя заниматься приходилось в три смены.

Война наложила свой отпечаток на школьную жизнь. По данным отчета за 1941-1942 учебный год, хранящегося в фондах Борисоглебского историко-художественного музея, из 459 учащихся школы №5 в течение года выбыло 120: приближался фронт и люди спешили выехать за пределы области. В школе, где учился Коля Рыбников, была создана сандружина и группа самозащиты. За учебный год учащиеся собрали на танковую колонну 406 рублей, отправили 75 посылок фронтовикам, своими руками сшили 50 погон. Школьники дали 145 концертов художественной самодеятельности в госпиталях, 3 концерта – в войсковых частях. Ученики собирали металлолом и пустые бутылки (бутылками с зажигательной смесью бойцы подрывали немецкие танки).

Помимо учебы и помощи фронту, ребята с удовольствием посещали хоровой, танцевальный, драматический, спортивный и другие кружки, которые функционировали в школе. Ими руководили талантливые педагоги, имена которых вошли в историю народного образования Борисоглебска: В.М. Ситникова, А.Ф. Матвеева, Н.Г. Ртищева, Н.И. Петрова, Е.М. Суязова, Е.И. Алешковская.

В июне 1942 года Николай Рыбников окончил семилетнюю школу. Теперь он стал старшеклассником – учеником 8-го класса. Несмотря на то, что в январе 1943 года Воронеж был освобожден от немецких захватчиков, военная обстановка на территории области оставалась напряженной до осени 1943-го. Начались бомбежки Борисоглебска. Вот строки из сводки МПВО: «11 января 1943 года в 15 часов 20 минут пять вражеских бомбардировщиков Ю-88 сбросили на станцию Борисоглебск 20 фугасных бомб по 50 кг и две по 250 кг. Убито 5 человек, ранено 12. Разрушена связь на 50м, электросеть – на 60м, железнодорожный путь – на 40м. разбиты пакгауз, будка смазчика и 4 вагона». Именно при этой бомбежке в районе нефтебаз погибла родная тетя Коли Анна Николаевна Рыбникова (в замужестве Бурцева). Об этом также пишет в воспоминаниях двоюродный брат актера В.В. Бурцев, проживающий в Борисоглебске.

Нелегким был для Коли Рыбникова и его школьных товарищей 1943-1944 учебный год. В сентябре 1943 года коллектив учителей и старшеклассников занимался очисткой печей, остеклением оконных рам, внутренней побелкой зданий, ремонтом школьной мебели и т.п. Пришлось работать на лесозаготовках, торфоразработках, в совхозе «Миролюбие». Так за одну осень было заготовлено 150 кубометров дров. При этом ребятам требовалась одежда и обувь. Как отмечено в отчете школы, «с целью охвата обучением» в октябре 1943 года было выдано 4 пары обуви и 32 трикотажных изделия. И указано, что требовалось не менее 50 пар обуви, 6 пальто и 20 платьев.

В течение первой четверти учебного года учащиеся школы отправили 35 посылок фронтовикам, сдали 35 теплых вещей для них, собрали 3 центнера металлолома, 150 столовых приборов, 500 рублей деньгами. В школе стал работать минометный кружок, которым руководил военрук П.Ф. Егоров, десятиклассников обучали фронтовой связи. Ребята занимались строевой подготовкой, их учили маршировать с песнями. Питание, конечно же, было скудным. Вот в таких условиях жили и учились дети военных лет. Все эти тяготы легли на плечи и Николая Рыбникова, который к тому же лишился в это время.матери.

В июне 1944 года будущий актер окончил 8 классов и выехал к отцу в Сталинград. Так завершился борисоглебский период Николая Николаевича Рыбникова.

Московский период жизни и творчества. В Сталинграде Коля окончил железнодорожную общеобразовательную школу. Мечта об актерской профессии привела его в местный драматический театр, а в 1948 году Рыбников поступил в знаменитый Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), выдержав высочайший конкурсный отбор. Его педагогом стал известный режиссер, выдающийся деятель кино Сергей Герасимов. Вместе со своим курсом Николай Рыбников выпускался в 1953 году, в дипломном спектакле «Юность Петра» он сыграл главную роль. Л.С.Полухина в своей книге «Алла Ларионова и Николай Рыбников» пишет, что на молодого актера в этом спектакле ходила смотреть вся театральная Москва.

Николай Рыбников был человеком незаурядного интеллекта, он много читал, имел много увлечений. Его интересовали, например, космос, астрономия, футбол, хоккей… Знакомые, родные и друзья отмечали редкий кулинарный талант Николая Николаевича. В день рождения супруги Аллы он непременно готовил свое фирменное блюдо – покупал на рынке баранью ногу, шпиговал ее чесноком и запекал. Еще Рыбников любил готовить пельмени – у него они получались вкусноты и сочности необыкновенной. А лепили пельмени все, включая гостей, для чего их приглашали пораньше и снабжали каждого заранее сшитым фартуком. В московских условиях уроженец провинциального Борисоглебска искусно солил огурцы, помидоры, грибы, квасил капусту, а в качестве подвала использовался гараж, где хранились заготовки.

Рыбников и Ларионова были самой знаменитой и любимой зрителями актерской парой. К моменту, когда они поженились, их слава была в зените, но популярность абсолютно не отразилась на характере, поведении супругов, отношениях с людьми. Их дом был открыт для гостей, и вовсе необязательно – для именитых. Когда директор Борисоглебского краеведческого музея Е.А. Накрохин (1914 – 1992гг.) встретился с Рыбниковым в Москве и пригласил его посетить родной город, актер согласился и приехал вместе с женой в первых числах января 1964 года. Это было настоящим событием для Борисоглебска. На театральной площади собрался народ со всего города, чтобы увидеть кинозвезд и актера-борисоглебца. Когда появилась машина с Рыбниковым и Ларионовой, толпа не давала ей ехать – автомобиль просто подняли и понесли на руках. То же самое происходило и в других городах: в Тбилиси, например, их машину люди несли на руках целый квартал. Появлялись они где-нибудь поодиночке, а тем более вдвоем – им не давали ни проходу, ни проезду. Бывало, что конной милиции приходилось теснить толпу, чтобы помочь им пройти. Всю жизнь Николай Николаевич опекал младшего брата Вячеслава, однако в 1990 году он куда-то сгинул. Ходили слухи, что он стал верующим, обосновался в Твери, служит в какой-то церкви.

Николай Рыбников и Алла Ларионова в свое время хорошо зарабатывали. Заветной кубышки, однако, не имели, все деньги тратили на нормальную жизнь. В годы перестройки актер Рыбников оказался мало востребован, хотя в 1985 году он снялся в фильме режиссера Виталия Мельникова «Выйти замуж за капитана». Ролью Кондратия Петровича, партаппаратчика на пенсии, Николай Рыбников изобразил агрессивную, самодовольную посредственность. По результатам зрительского опроса журнала «Советский экран» он был признан лучшим исполнителем роли второго плана за 1985 год. У его старшей дочери Алены, которая сейчас проживает в Москве, есть другая точка зрения по поводу «невостребованности» актера.

– В прессе много писали о том, что отец остро переживал свою невостребованность, и это его подкосило. Я жила с ним рядом, и у меня другое мнение. В кино он снимался до последних дней жизни. Правда, не так часто, и не в главных ролях. В этом смысле он разделил судьбу многих киноактеров – винить тут некого, да он и не винил. Мама – тоже. Мне кажется, дело в том, что ему трудно было осваиваться в новом времени, с новыми нравами, решать проблемы, с которыми он никогда раньше не сталкивался и даже думать не мог, что они когда-нибудь возникнут. До него не доходил смысл перестройки. Николай Рыбников был из тех, кто не мог предложить рынку ничего, кроме таланта. Он мог быть только актером. В этом заключались и счастье его, и трагедия. Почему счастье – объяснять не надо. А трагедия потому, что дорога в общественные, в политические деятели, в коммерцию ему была заказана.

Последние годы они с Ларионовой трудно зарабатывали деньги. В группе других киноактеров ездили по стране с концертной программой «Товарищ кино», пока эти поездки не прекратились из-за отсутствия финансирования. Вертеться они не умели. И, как многие люди, не нашли ответа на очень важные вопросы: в чем честному и трудолюбивому человеку надо было перестраиваться? В какой вине каяться? Какие блага несут искусству рыночные отношения? В этой непонятной жизни Николай Николаевич и Алла Дмитриевна опору находили в семье, в друзьях, но прежде всего – друг в друге.

Умер Николай Рыбников 22 октября 1990 года. Накануне он сходил в баню, за ужином немного выпил и лег спать. Уснул и не проснулся. Врачи установили – смерть наступила в 8 часов утра. Весть о смерти актера оглушила всех – настолько она была неожиданной. Прощание с Николаем Рыбниковым проходило в Театре киноактера. Проводить поистине Народного артиста пришли друзья, коллеги, многочисленные поклонники его таланта – зрители разных поколений. Похоронили Рыбникова на Троекуровском кладбище, в 1997 году на его могиле был установлен памятник.

Алла Дмитриевна Ларионова пережила своего мужа на 10 лет. Она умерла от инфаркта 25 апреля 2000 года. Ее похоронили на том же кладбище, рядом с Николаем Николаевичем. Вскоре умерла и их младшая дочь Арина, страдавшая от тяжелого недуга.

При написании статьи о московском периоде жизни Н.Н. Рыбникова использован материал из книги Л.С. Полухиной «Алла Ларионова и Николай Рыбников» (2005г.)

В.М. Голованов заместитель председателя Ученого совета                                                                                                                                                                          историко-художественного музея, кандидат                                                                                                                                                                                                      педагогических наук,доцент

Обсуждение