СКОНЧАЛСЯ ХУДРУК ЦЫГАНСКОГО ТЕАТРА «РОМЭН» НИКОЛАЙ СЛИЧЕНКО

Главные новости

Смотреть все

Умер народный артист СССР, лауреат Госпремии СССР Николай Сличенко. В некоторых СМИ сообщили, что 86-летний артист попал в больницу из-за проблем с легкими. С 1976 года он возглавлял первый и единственный в мире профессиональный театр цыган «Ромэн». Сличенко сыграл более 60 ролей в театре и кино. Широкую популярность в Советском Союзе он получил и как исполнитель народных песен и романсов. А после выхода фильма «Свадьба в Малиновке» по нему сходили с ума все женщины страны.

Его слава была бешеной: бывало, что после концертов цветы от поклонников вывозили на нескольких грузовиках. Главного цыгана СССР знали и за рубежом: так, после выступления в парижской «Олимпии» восторженная публика пронесла его на руках до Триумфальной арки.

В 1981 году он стал единственным цыганом, удостоенным звания «Народный артист СССР». В 2007 году на Площади звезд в Москве была заложена его именная звезда. Именем артиста названа также одна из звезд в небе. Сличенко был трижды награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» (II—IV степеней), орденом Почета и орденом Дружбы.

В театре «Ромэн» Николай Сличенко работал с 16 лет. В творческий цыганский коллектив привела его судьба из Новохоперского района Воронежской области. Родился будущий артист 27 декабря 1934 года в Белгороде, а по другим данным – в Харькове. Когда ему исполнилось семь лет, началась Великая Отечественная война. Прямо на глазах мальчика фашисты расстреляли отца. Кроме Николая в семье было еще четверо детей. Чтобы спасти сына от голода, мать отправила Колю к родственникам в цыганский колхоз «Лоло Октябрь», который был организован в 1930 году близ поселка Централь, в хуторе Дубовом Новохоперского района.

Из воспоминаний Николая Сличенко: «В колхозе  жили мои родственники – не близкие, но родная все-таки кровь. В этой деревне меня приняли, приютили: в каждом доме я был, как сын, брат, – близкий человек, одним словом. Мне давали кусок хлеба, усаживали с собой за стол. Потихонечку я там рос, помогал взрослым, был учеником кузнеца.

Шло время, война закончилась, а я по-прежнему оставался в цыганском колхозе. Какие бы житейские беды цыганам ни выпадали, они не унывали. Вечерами молодежь собиралась у костра, пела, плясала – ну и я старался от остальных не отставать. И чем больше взрослел, тем чаще мне почему-то говорили: «Тебе бы, Никола, в Москву – есть там театр «Ромэн».

Шел не то 1949-й, не то 1950-й год – мне уже было тогда 16 лет, и я понимал, что все это несбыточные мечты. Ну о чем разговор? Кто я такой? Где Москва, где цыганский театр?  Но мысль стать артистом запала в душу, и как-то, когда в очередной раз на эту тему возник разговор, спросил: «А как мне туда добраться? Каким образом дойти до Москвы?». И тут седой цыган затянулся своей трубкой и обвел всех взглядом: «Ну что, ромалэ, поможем парню?»

Колхозники ведь тогда зарплату не получали, за галочки работали. Несколько семей скинулись по полмешка пшеницы, продали зерно и на вырученные деньги купили мне билет до Москвы. Таким вот образом  меня собирали в дорогу. Провожали толпой, от мала до велика, посадили в вагон. Билет был в один конец…».

Председатель колхоза отдал будущему артисту свои сапоги. Пока Коля обживался в Москве, новохоперские цыгане передавали ему гостинцы. И уже будучи знаменитым, Сличенко вернулся на эту землю, чтобы отблагодарить людей, которых он считал своими родными и земляками. Было это в начале 1970-х годов.  В забитом до отказа клубе железнодорожников состоялся один-единственный концерт. Старшее поколение новохоперцев до сих пор вспоминают об этом событии с гордостью и теплотой.

Обсуждение