В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТКРЫЛИ ОБНОВЛЕННЫЙ ПАМЯТНИК БОРИСОГЛЕБСКОМУ ЛЕТЧИКУ, ПОГИБШЕМУ В АВИАКАТАСТРОФЕ

Главные новости

Смотреть все

Весна 1989 года была необыкновенно теплой и красивой. Отдохнувшая за морозную и снежную зиму земля восхищала борисоглебцев пышным цветением яблоневых и вишневых садов. Под синим небом ярко зеленела листва Теллермановского леса, и даже невзрачные улочки города преображались, одеваясь в нежную зелень и цветущую роскошь деревьев и кустарников. В такую пору хочется жить, радоваться каждому мгновению, верить в лучшее!

К тому же это был особенный год. Совсем недавно, в феврале, закончился вывод советских войск из Афганистана – значит, конец изматывающей войне, и горький список ее потерь уже не продолжится….
Вот в такие весенние мирные дни трагически погиб летчик-инструктор Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков имени Чкалова 28-летний Виктор Попов – высококлассный пилот, отец двоих маленьких детей. После авиакатастрофы, случившейся 19 апреля, врачи воронежского авиационного госпиталя больше месяца боролись за его жизнь. Надеялись, что молодой организм сумеет справиться с повреждениями, родные и сослуживцы капитана. Они знали: из всего полка только одного Попова отбирали в отряд космонавтов по состоянию здоровья, летчик часто совершал полеты в стратосферу в специальном высотном костюме и легко переносил нагрузки …. Виктор умер 23 мая, не приходя в сознание.

Потрясенный гибелью коллеги и наставника, коллектив БВВАУЛ поставил на месте крушения памятник – выразительный и трагичный. Хвостовая часть МиГ-21 на уровне земли – как навек застывшее мгновение, когда уткнувшийся носом в песчаную почву истребитель еще не разлетелся на куски от мощного взрыва, который не оставляет экипажу шансов выжить. Монумент стоит у федеральной автотрассы «Каспий», и его серебристый образ на фоне темного соснового леса производит ошеломляющее и незабываемое впечатление. Проезжающие по дороге люди словно становятся очевидцами трагедии и зачастую просто не могут не притормозить – подходят к памятнику, чтобы узнать эту историю последнего полета….

Закономерно, что эффектный и необычный памятный знак стал символом территории, на которой он находится – Новониколаевского района Волгоградской области. За более чем три десятка лет мимо «Пикирующего истребителя» проехали миллионы автобусов, грузовиков, легковушек из разных концов страны. Но с годами мемориал, который так и не получил официального статуса, ветшал, страдал от рук вандалов, а часть его элементов попросту была украдена вездесущими и бессовестными охотниками за металлом.

В этом году инициативные и неравнодушные новониколаевцы взялись исправить несправедливое отношение к летчику, а в его лице – к памяти всех, кто жертвует своей жизнью, защищая небо нашей Родины. Земляков вокруг себя объединила Элиса Максимова – художник и реставратор. По ее словам, непотребное состояние памятника она воспринимала и как укор всему району, и как личное оскорбление. «Другим мешают расстояния, а мы рядом – мы должны», – отвечала женщина тем, кто отговаривал ее, шокируя фразой «не наш это памятник». Человека с ответственной гражданской позицией поддержали борисоглебец Сергей Фонов, новониколаевцы Сергей Ищенко, Виталий Немухин, Владимир Разгонов, Дарья Колобанова, Олег Белоусов, Любовь Путимцева с сыном Елисеем, Оксана Жигарь с сыном Артемом, Светлана Мирошникова, Мария Петрова, Максим Бортничук, Анатолий Акулов, глава администрации Дуплятского поселения Сергей Колпаков и другие.

И мемориал преобразился. Сейчас самолет снова сверкает свежевыкрашенным фюзеляжем, к нему ведет обновленная дорожка, а у основания монумента установлена информационно-мемориальная табличка, рассказывающая о трагедии. 15 октября состоялся митинг, посвященный окончанию реставрации памятника летчику БВВАУЛ Виктору Попову. У мемориала собрались участники инициативной группы и сослуживцы пилота, жители Борисоглебска и Новониколаевского района, из Ульяновска приехала дочь Лида с семьей. В митинге принял участие заместитель командира Борисоглебской учебной авиационной базы по военно-политической работе Олег Котик. Выступающие вспоминали тот роковой день весны 1989-го, рассказывали, каким человеком был погибший летчик.

Виктор себя ни в какой другой профессии не представлял – только авиация! С детства грезил самолетами, все школьные годы увлеченно занимался в авиакружке. Детскую мечту укрепляли разговоры с дядей: Вялов Николай Иванович был профессиональным летчиком, участником Великой Отечественной войны, имя которого за большое число одержанных личных побед включено в книгу М. Ю. Быкова «Все Асы Сталина 1936 –1953 гг.». Влияние геройского родственника сказалось и на выборе авиационного вуза – Николай Иванович был в числе курсантов первого выпуска Борисоглебской военной школы летчиков в 1923 году, учился с легендарным Валерием Чкаловым, имя которого впоследствии носило училище. От дяди Коли парень усвоил – чкаловцам в небе равных нет!

Племянник аса-фронтовика достойно продолжил традицию, стал первоклассным летчиком. Коллеги по училищу уважали его за мастерство, целеустремленность, которые сочетались с интеллигентностью и скромностью. Курсанты – любили за терпение, чувство юмора, отсутствие высокомерия. Многие дружили с ним, заходили в гости домой. Сам в недавнем прошлом курсант, Виктор понимал, как приятно парням после казармы оказаться в уютной семейной обстановке. И в училище, и на аэродроме молодой офицер опекал будущих лейтенантов с ответственностью отца, хотя на фоне иных рослых учеников порой казался школьником. Тем не менее, невысокий чернявый инструктор был для них непререкаемым авторитетом: научиться летать, как Он, владеть собой, как Он – стремились многие курсанты БВВАУЛ, а Виктор Борисович прикладывал все усилия, чтобы поставить своих подопечных «на крыло».

Николай Иванович Вялов мог бы гордиться продолжателем своего дела: в критическую минуту Виктор принял единственно правильное решение. Когда во время учебно-тренировочного полета на высоте 150 метров в двигатель попала птица, и самолет стал падать, капитан Виктор Попов действовал молниеносно. Как вспоминал потом курсант Мишкинис, «…Мне показалось, что был помпаж. Все произошло очень быстро, и…купол над головой. Спасибо инструктору, благодаря которому я жив…». Молодой человек получил вывих плеча, который сравнительно быстро залечили в госпитале. Но через два месяца после катастрофы и через месяц после смерти наставника Мишкинис подал рапорт на увольнение из ВВС СССР….

Многие участники митинга не могли сдержать слез, когда звучал рассказ о первых минутах после трагедии. Как у самолета в воздухе внезапно заглох двигатель, и над ним друг за другом раскрылись два парашюта, падение машины, взрыв – всё это было слышно и видно с земли. К месту предполагаемого приземления экипажа поспешили спецмашины, вылетел вертолет. Но первыми Виктора нашли лесорубы. Бесчувственного летчика они сняли с дерева, разрезав топорами зацепившиеся за ветки парашютные стропы. Потом на дороге остановили попутный микроавтобус и доставили раненого пилота на аэродром «Ново-Поворино» ( в то время был под г.Поворино). Инструктор получил травму головы и шеи: как считают его сослуживцы, самолет уже клюнул носом, и фонарь (так называется прозрачная часть кабины), который при катапультировании отстреливается вверх и назад, оказался над пилотом. Удар был такой силы, что на шлеме летчика образовалась глубокая вмятина. Всё решили доли секунды: их хватило, чтоб спасти только одного из членов экипажа. Из микроавтобуса Виктора подхватил на руки, как маленького ребенка, один из военнослужащих: он бежал к возвратившемуся назад вертолету с окровавленным телом и кричал, торопя вертолетчика приземляться – но это, наверное, был крик сострадания и отчаяния от того, что и здесь, на земле, теряются драгоценные минуты, которые могут стоить товарищу жизни….

33 дня коллектив БВВАУЛ, как одна большая семья, жил новостями из госпиталя. Собрали вскладчину деньги на дорогостоящее лекарство для лежащего в коме капитана, летали за препаратом. 22 мая летчик шевельнулся, сделал еле заметное движение глазами, будто пытался их открыть. Известие обсуждали, говорили с надеждой: «Приходит в себя Виктор Борисович, теперь начнет поправляться». Но на следующий день сердце молодого офицера остановилось.

Памятник у дороги выразил всю боль утраты. После его установки однополчанин погибшего написал стихотворение – его на митинге 15 октября прочитал летчик-ветеран, директор борисоглебского аэроклуба «Авиатор» Сергей Фонов:

Хранит земля обломки самолета,
Хвост камуфляжный врос, как часовой.
На нем есть рамка с фотографией пилота,
Чернявый капитан, окутанный пыльцой.

А рядом сосны протянулись молодые,
Машины по дороге трассовой бегут.
Кругом цветы расположились полевые,
И пчелы с них нектар берут.

Витает воздух в небе ароматный.
Песнь жаворонка льется с вышины.
Покой природой создан благодатный,
Но только боль исходит с глубины.

На МиГе летчик здесь разбился,
Чуть-чуть до полосы не дотянул.
Особый случай в воздухе случился,
И он в бессмертие стремительно шагнул.

Теперь друзья со скорбью вспоминают,
Раз в год к нему проведывать идут.
Жена, родные, дети поминают.
Его планшет как память берегут.
(Геннадий Брюхов)

Что еще хотелось бы сказать в заключение? Следующей весной исполнится 35 лет со дня той катастрофы. У активистов из Новониколаевского района есть планы придать памятнику первозданный вид. Каким был мемориал, можно видеть на снимках, что хранятся в семейных фотоальбомах: до недавнего времени к «Пикирующему истребителю» приезжали молодожены из окрестных населенных пунктов, чтобы возложить цветы, сфотографироваться. Тогда у подножия памятника стоял вазон, композицию завершало строгое ограждение….

Глава администрации Дуплятского сельского поселения Сергей Колпаков пообещал возродить традицию шефства школьников над памятником, совместно с педагогами продумать мероприятия, которые можно было бы проводить у монумента. Им, современным детям и молодым людям, важен этот пример цельности характера, преданности любимому делу, стремления быть лучшим в профессии, мужской готовности к защите Отечества.

Дочь погибшего пилота Лида от имени всех родственников, от имени брата Романа, который не смог присутствовать на митинге, поблагодарила всех, кто причастен к восстановлению мемориала, за сохранение памяти об отце.

Послесловие.
После митинга родственников Виктора Попова пригласили в Борисоглебский аэроклуб «Авиатор». Гости совершили полет, впечатления от которого Лида Дергунова выразила словами:
– Благодарю Фонова Сергея Васильевича за незабываемые впечатления от полета над городом, где я родилась. Это маленькое путешествие в небе мы будем помнить… как минимум ВСЕГДА!… Я увидела родную землю глазами папы…

Источник фото и видео – https://vk.com/video-212421259_456240183?list=4e65dc6632d42fa3bb

Обсуждение